Есть на нашей планете такие суровые уголки, в которых жизнь протекает очень непросто. Я сейчас не говорю о пустынях в Африке или о джунглях Амазонии. В старой доброй Европе есть заселенные людьми острова, где погодные условия крайне неблагоприятны, такие, что некоторые туристы даже и не думают туда ехать. Мы решили, во что бы то ни стало, побывать на самом большом архипелаге Внешних Гебридских островов – Льюис и Харрис. Он также является третьим по величине островом в Британии.
Несмотря на то, что в названии мы видим два отдельных острова Льюис и Харрис, географически, это одна территория. Но, что удивительно, их ландшафт очень отличается друг от друга и, находясь на разных концах острова, вы будете видеть совершенно другие пейзажи: на Льюисе преобладают равнины, а Харрис оброс горными массивами.
Добраться до острова, как и до остальных частей Шотландии, не составит особого труда – можно паромом, можно самолетом. Мы ехали на пароме от портового города Уиг (Uig) на острове Скай. В отличие от Оркнейских островов, в этой части страны перевозками на острова занимается компания Каледониан МакБрайан (Caledonian MacBrayne), у которых невероятно красивые и комфортные паромы, на которых путешествовать одно удовольствие. К слову сказать, ехать придется довольно долго, потому что дорога занимает около 2-х часов. На пароме мы приплыли в маленький город на Харрисе – Тарберт (Tarbert), откуда и началось наше путешествие в глубину сурового края земли.
Чем же эта местность такая суровая? Во-первых, здесь дуют сильные ветра, которые можно сравнить с исландскими. То есть, ветер, который выдувает абсолютно всю теплоту из вашего тела, поэтому хорошая не продуваемая одежда очень востребована здесь. Во-вторых, дожди здесь очень непохожи на те, которые идут на основной земле Шотландии – если вы попали под дождь, то не стоит думать, что его можно переждать где-то. В лучшем случае, он закончится на следующий день, в худшем – через один, а то и два дня. Кроме того, остановившись в гест-хаузах на этом острове, все хозяева как один, говорили нам про сильнейшие штормы, которые случаются здесь зимой. Они настолько сильные, что часто срывают крыши со зданий или выбивают окна. Поэтому осень и зима – не самые лучшие времена для поездок сюда. Но, несмотря на это, здесь живет достаточно большое количество людей – около 20 тыс. человек, которых не пугает ничего из вышеперечисленного.
Первым делом после того, как сошли с парома, нам не терпелось заглянуть на белоснежные пляжи с бирюзовой водой, которые, на фотографиях больше напоминают райские острова в Тихом океане, чем северные холодные воды. Температура воды здесь, даже в самое жаркое время года, не поднимается выше 10-13 градусов, что делает ее непригодной для купания. И только собаки, которые здесь гуляют с хозяевами, изредка позволяют себе окунуться в ледяную воду. Согласно рейтингу ресурса TripAdvisor, остров Харрис вошел в десятку лучших островов Европы, и обошел такие известные курортные места, как Санторини и Миконос. Пляжи разбросаны по всему побережью острова, поэтому можете выбирать любой для прогулки и наслаждаться пейзажем.
Возле одного из таких красивых пляжей находится камень, который нам удалось обнаружить не с первого раза. Только во второй наш приезд мы нашли его точные координаты. Это камень МакЛауда (Macleod standing stone), информацию про который непросто найти в интернете. Считается, что он был установлен под углом для того, чтобы следить за движениями луны и считался астрономической обсерваторией.
Административным центром острова является город Сторновей (Stornoway), который находится на самом севере Льюиса. К нему мы и направились, по дороге наблюдая неземные пейзажи, состоящие из камней, мха и застывшей лавы.
Вдоль дороги не зря стоят предупреждающие знаки о животных, которые могут внезапно появиться. Мы стали свидетелем того, как на впереди идущую машину выскочил большой олень, и, чуть было не столкнулся с ней, но притормозил, развернулся и ускакал.
Сторновей является центром по изготовлению легендарного шотландского твида «Harris Tweed», который высоко ценится по всему миру из-за своего первоклассного качества. Эта ткань изготавливается из шерсти местных овец, коих на острове огромное количество. Мы увидели главный офис этой компании, и нам было удивительно, почему местом для своего офиса они выбрали не престижный район Лондона или Эдинбурга, а очень отдаленный остров, хоть здесь и находится производство.
Единственный замок на Льюисе (Lewis Castle) оказался на реконструкции, и нам удалось сфотографировать только его вершину и заброшенный сад, из-за которого он смотрелся очень таинственно.
Когда мы выезжали из Сторновея, то сполна прочувствовали на себе ту погоду, про которую так много были наслышаны. Начался дождь, который шел весь день и всю ночь, и весь следующий день, не оставив нам даже маленького шанса, полюбоваться при закатном солнце легендарным кромлехом, который менее известный, чем Стоунхендж в Англии, но более древний. Речь идет о каменном комплексе Калланиш (Callanish), состоящим из кольца в 13 камней. Особенным его делает то, что от центра кольца расходятся четыре линии камней, и если посмотреть на него сверху, то они образуют кельтский крест. Всего в комплексе находится 47 камней. Никто сейчас точно не скажет, с какой целью был построен этот комплекс, и как всегда, варианты крутятся около обсерватории или святилища Луны. Есть засвидетельствованные факты, что раз в 18,5 лет луна проходит через самую южную точку неба, и если в это время находится возле Калланиша, то создается впечатление, что она движется параллельно горизонту, почти касаясь земли. Этот комплекс камней был построен на 500 лет раньше, чем Стоунхендж, то есть, между 2900 и 2600 г. до н.э. Местное население имеет свою точку зрения насчет происхождения этого кромлеха. Они считают, что камни, это великаны, которые раньше жили на острове, но они отказались принимать христианство, и в наказание были обращены в камни. Они предстали перед нами в моросящем дожде и, действительно, больше напоминали унылых каменных исполинов, чем святилище луны.
Любители шахмат и любители истории по достоинству оценят самый настоящий клад, который был найден местным пастухом в 1831 года на побережье Льюиса, в бухте Хамнавей. Часть этих шахмат выполнена из моржового бивня, но также есть фигурки, материалом которых считается китовый зуб. Датой их изготовления считается далекий период между 1150 и 1200 годами. То, как эти шахматы попали на столь отдаленный остров Внешних Гебрид – остается загадкой. Кроме этого, до сих пор не известно, какая страна может считать себя родиной этих уникальных фигурок. Так, сейчас в самом разгаре спор между тремя государствами: Исландия, Норвегия и Британия. Почему именно эти государства ведут борьбу? Все просто: в Исландии водятся такие моржи, из бивня которых изготовлены фигурки, авторство резьбы приписывают норвежским резчикам, ну а на берегах Шотландии и был найден этот клад. На сегодняшний момент часть фигурок хранится в музее Тарберта, а остальная часть принадлежит Британскому музею. Мы не заходили в музей, зато смогли увидеть некоторые отдельно стоящие большие фигуры, которые выполнены наподобие тех маленьких шахмат.
Чем нам понравились Внешние Гебриды, так это наличием большого количества островков с прекрасными бухтами и белым песком. В случайном порядке мы заехали на остров под названием Грейт Бернера (Great Bernera), который своими историческими фактами очень понравится всем ценителям творчества Яна Флеминга и главного героя его книг о приключениях Джеймса Бонда. Так вот, этим островом владел граф Робин де ла Лэн-Миррлес, и благодаря своей дружбе с Флемингом, именно он и стал прототипом самого известного супергероя, агента 007. Когда он умер, остров длительное время не принадлежал никому, а его стоимость оценивалась в 70 тыс.фунтов стерлингов. В 2015 году жители Грейт Бернеры, которых насчитывается 250 человек, путем голосования приняли решение выкупить остров, и, таким образом, он перешел во владение общины. Дом, в котором жил прототип Джемса Бонда, до сих пор не выкуплен, так что, может, среди моих читателей найдутся желающие приобрести его.
На севере Грейт Бернеры находится уединенная бухта Боста Бич (Bosta Beach), с песчаного берега которой открывается превосходный вид на скалы, стоящие недалеко в море. Тут же рядом находится древнее поселение, датирующееся Железным веком. Попасть внутрь не получилось, но со стороны выглядит как земляная насыпь, поросшая травой. Про это место знают очень немногие, но оно однозначно стоит того, чтобы его посетить.
А чтобы закрепить все увиденные впечатления на этом далеком острове, и даже удвоить их, мы решили поселиться на одну ночь в самом настоящем замке. Наш выбор пал на построенный в 1865 году замок с трудночитаемым, не говоря уже о произношении названия Amhuinnsuidhe Castle. Он функционирует как отель, с частичным пансионом. Это значит, что вы можете выбрать тип номера, и в стоимость уже будет входить завтрак и ужин. Забронировать не получится, нужно сразу выкупать по полной стоимости, и в случае отмены деньги не вернутся. Замок находится не очень далеко от порта Тарберт, но, чтобы до него добраться, нужно преодолеть довольно сложный участок однополосной дороги с серпантином. Особенно усложнял поездку дождь и туман, из-за которого видимость была минимальная. Доехав до замка, мы не сразу сориентировались, что это именно он, так как повсюду были таблички, указывающие на то, что это частная собственность, и проход строго воспрещен. Но, так как поблизости не было и намека на какое-то другое жилье, то мы решили зайти и спросить. Каково же было наше удивление, что замок, который выглядел как настоящий музей и был нашим пунктом назначения.
Нас поселили в номер, который называется Voshimid. К слову, здесь номера имеют свои названия, а не привычные нам цифры. Сам номер напоминал декорацию к фильму о французских королях – огромная кровать с балдахином, повсюду пуфики, на столе лежали древние книги, которым было по меньшей мере 100 лет.
Весь антураж в здании говорил о том, что мы находимся в старом замке, который, к тому же, является жилым. На стенах висит много портретов шотландских горцев, присутствует большое количество чучел, что указывает на то, что хозяева увлекаются охотой, густые и плотные ковры, по которым было неловко ступать в грязной обуви.
Но апогеем нашего восторга стал ужин, в котором блюда выносил дворецкий по специальному звонку. Вдоль всего стола стояли зажженные канделябры, что добавляло торжественности нашему приему пищи. За столом собрались все посетители этого замка, а именно: пожилая канадская семья, шотландская семья, мужчина из Глазго и мы. На время ужина можно было представить себя частью королевской семьи, где все собираются за одним столом и делятся впечатлениями о прошедшем дне. Мы узнали еще, что при замке есть конюшня, и можно брать лошадей на прокат, также есть возможность поехать на рыбалку и половить знаменитого на весь мир шотландского лосося, кроме этого можно углубиться в горы и поохотиться. То есть, это место проведения уикендов и отпусков для многих семей, которые хотят удалиться и отдохнуть от суеты больших и шумных городов. Замок работает в период с весны по осень. Здесь также можно организовать классическую шотландскую свадьбу на 50 человек. Но учитывайте, что востребованность этого замка среди туристов очень высокая, поэтому, если вы надумаете сюда ехать, выкупайте номер заранее.
На этой мажорной ноте мы закончили наше знакомство с самой дальней точкой нашей любимой Шотландии – удивительным островом Льюис и Харрис. Мы остались безумно довольны тем, сколько всего здесь увидели. И очень надеемся в одну из наших следующих поездок приехать сюда снова.
чипса
я живу на уиге и все не так плохо как кажется. учусь сейчас в николсоне. единственная проблема-3 часа в дороге каждый день, кроме воскресенья, а мне только в радость поглазеть на пейзажи.